Феномен Александра Соловьёва. Виртуальная выставка, посвящённая памяти художника

Александр Александрович Соловьёв родился в сложное для страны время, 13 сентября 1926 г., в деревне Солони Ленинградской области. С 1943 г. он участвовал в партизанском движении, в рядах действующей армии и принимал участие в боях в Прибалтике и на Карельском перешейке. За боевые заслуги был награждён медалями и орденом Великой Отечественной войны 2 степени, орденом Красной Звезды, а также памятными медалями в честь Победы в Великой Отечественной войне.

А.А. Соловьёв окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной и Белорусский государственный театрально-художественный институт. В период с 1965 по 1995 гг. работал художником-постановщиком и главным художником в Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа в г. Витебске. За время своей работы оформил свыше 150 постановок, сотрудничал и с другими белорусскими и зарубежными театрами. Александр Соловьёв изменил привычный подход к оформлению сцены, создавая величественную по размеру диораму. Освещённые театральным светом декорации Соловьёва помогали зрителям глубже проникнуть в идейную суть спектакля. Также художник разрабатывал афиши к спектаклям, некоторые из них хранятся в фондах музея-заповедника и вошли в каталог с работами А. Соловьёва, изданный НПИКМЗ.

А.А.Соловьёв был активным участником художественной жизни в Витебске. Он занимал пост председателя художественного совета Витебских художественных производственных мастерских (1968–1969 гг.).  В 1973–1977 гг. был председателем правления Витебской областной организации Союза художников БССР. За значительный вклад в развитие культуры и искусства был награждён почётным званием «Заслуженный деятель искусств БССР» (1982 г.). В 2017 г. за многолетний и плодотворный труд, а также значительный личный вклад в развитие искусства и культуры Беларуси, Александр Соловьев был награждён орденом Франциска Скорины.

Художник ушёл из жизни 23 мая 2021 г. Похоронен на Мазуринском кладбище в Витебске.

Предлагаем ознакомиться со статьёй художника Леонида Сергеевича Антимонова о творчестве Александра Соловьёва

«Рисуй то, что у тебя на душе…»

Александр Соловьёв. Известный художник, заслуженный деятель искусств БССР, участник Великой Отечественной войны. В 17 лет вместе с сестрой Антониной ушёл в партизаны. С 1944 г. – в войсках Красной Армии. Воевал на Карельском перешейке, участвовал в боевых действиях по освобождению Прибалтики. После демобилизации в 1949 г. уехал в Латвийский г. Мадону, где жила его мать... Там он окончил школу, а в 1955 г. поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной, на отделение монументально-декоративной живописи. После его окончания он вернулся в г. Мадону и работал учителем рисования и черчения в средней школе. В 1959 г. поступил в Белорусский государственный театрально-художественный институт. С тех пор художник связывает жизнь с Беларусью. Он с особой теплотой вспоминает своих учителей П. С. Крохалева и О.П. Марикса, одного из основателей белорусской сценографии. После учебы А. Соловьёва направили работать художником-постановщиком в Витебский государственный драматический театр имени Якуба Коласа. Он был главным художником театра. За 30 лет работы оформил более 150 спектаклей белорусской и мировой классики. В 1970-х и 1980-х годах все постановки были распроданы. Театр для А. Соловьёва стал смыслом жизни: «Он спасал меня от будней… Пьесы и спектакли были разные, но могли придумывать свои «варианты». Главное – у меня была возможность для самореализации, возможность быть в курсе мировой культуры».

Вся творческая деятельность художника – это поиск собственной модели выражения своих чувств, как в сценографии, так и в живописи и графике. Для формирования ясности образа нового века он одним из первых осознал необходимость соединения реалистического и абстрактного в единую новую форму. Сочетая два направления в одном произведении, художник достигает глубины содержания, затрагивая глобальные проблемы человечества в целом («Двадцатый век – Реквием», «Память», «Глобализация», «Пророки», «Пусть будет свет», «Это я, Господи», «Голгофа», «Фреска»). Образ женщины занимает особое место в творчестве Соловьёва. Женщина – воплощение жизни и красоты мира. Художника не покидает ощущение неповторимости человека и его предназначения на Земле. В картине «Материнство» образ женщины-матери возникает словно из глубины веков. Женщина – прародительница человечества. Она женского происхождения, она богиня, сошедшая с Небес... Если смотреть работы Соловьёва, то кажется, что художник создает произведение легко, как бы играя. И хотя темп работы очень быстрый, сам процесс требует огромного усилия воли при условии наличия знаний, опыта, интуиции. Наблюдать за работой творца так же приятно, как играть талантливого художника. Линии, штрихи, пятна появляются то в одном месте, то в другом месте полотна, а то и совсем исчезают, а на их месте появляются новые. Казалось бы, всё сделано, картина готова, но, придя в студию через неделю, её не узнать, потому что она уже «переродилась» и стала совсем другой… Помимо живописи и сценографии, А. Соловьёв в совершенстве владеет изображением, которое иногда так активно насыщается цветом, что стирает грань между графикой и живописью («Крик», «Сказка-Чудовище», «Танец»). Художник, выстраивая серию графических образов, создаёт свой космический мир. В серии «Память мёртвых» Соловьёв выразительно прорисовывает каждую фигуру и создаёт своё мощное энергетическое поле. С помощью линии и штриха он превращает изображение в символ: «Печаль», «Сопротивление», «Жажда жизни», «Падение», «Катарсис», «Победа», «Память», «Реквием», Солнце». Энергичные движения линии и штриха наполняют рисунки необычным воздействием, богатым смысловым и философским содержанием.Соловьёв никогда не был связан узкими временными рамками. Для каждой работы он находил свой образ: чтобы познать себя, нужно ломать существующие истины и открывать новые. Вот что он говорит: "Можно интуитивно делать то, что в душе. Если над тобой преобладает логика, никакое искусство не получится. Когда рисуешь, чувствуешь, какой нужен штрих, какой мазок или цвет пятна. Временами одно пятно переписываешь 10-15 раз, так что никакая логика не помогает. Подсознательно понимаешь, что ещё не достиг цели. Это как выстрел. Ничего "логического" я в картинку не встраиваю. Затем, когда работа сделана, находится ей объяснение. Я не могу объяснить, зачем создаю ту или иную серию рисунков или картин. Иногда это просто игра линией и штрихом. То же самое происходит и с картинами...

На фото: Л.С. Антимонов, О.Г. Орлов, А.А. Соловьёв.