Выставка живописи «АДЛІГА»

12 января в 16.00 в Художественной галерее пройдет торжественное открытие выставки живописи 80 — 90-х годов ХХ века «АДЛІГА».

На выставке живописи 80 — 90-х годов ХХ в. из фондов Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника представлено 38 полотен 22 авторов.

Этот период истории обозначен заметными изменениями в общественной жизни страны, которые начались в 1985 г., когда новым генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев.

Основные реформаторские идеи на то время исходили от руководства Компартии. Была объявлена так называемая «перестройка» — курс на ускоренное социально-экономическое развитие и демократизацию политической жизни, реформирование советской системы.

Одним из реальных достижений «перестройки» стала провозглашенная руководством СССР политика гласности, право на свободу слова, возможность говорить правду о своей истории и современности.

Процессы, происходившие в общественной жизни, не могли не воздействовать на культурную жизнь и, в том числе, на изобразительное искусство Беларуси.

Художники 1980-х проявили широкий интерес к наследию искусства 1920-х годов, часто обращались к концептуальному фундаменту русского авангарда. На смену социалистическому реализму приходят другие стили и направления искусства. Расширяется интерес к концептуальному искусству, презентация которого состоялась в 1984 г. в Минске на выставке «1+1+1+1+1+1+1».

Художники 1980-х годов сосредотачиваются на проблемах внутреннего мира личности, а не на социальных вопросах. Живопись этого времени отличается буйством цветов и техническими экспериментами с художественными материалами. Так называемая «оттепель» начинается в общественной жизни и в искусстве. Стиль социалистического реализма, господствовавший в изобразительном искусстве СССР, сменяется самыми разными стилями и направлениями. Художественную жизнь начала 1990-х отличает от предыдущих десятилетий многоплановость, концептуализм и неординарность изобразительных средств.

Во второй половине 1990-х начинается расцвет галерейного движения в Беларуси, появляется много независимых, некоммерческих галерей, которые презентуют современное искусство.

Основной идеей развития изобразительного искусства Беларуси 1990-х годов стал синтез различных направлений. Демократизация культурной жизни конца 1980 — 1990-х сделала возможным открытый диалог художника со зрителем.

Неформальные объединения, которых возникало много на то время, — «Немига, 17», «Квадрат», «Форма» и другие — помогали в организации выставок современного искусства.

Проникнутые осмысленным внутренним миром жизни своего времени, произведения художников 1980-1990-х годов лишены повествовательности, они восхищают своими метафорами, аллегориями и символами.

134