«Троица» Александра Соловьёва


«Троица» Александра Соловьёва

В Художественной галерее Национального полоцкого историко-культурного музея-заповедника, в постоянной экспозиции, представлены произведения белорусских художников, жизнь и творчество которых вписаны в историю искусства Беларуси.

«Троица» - так называется произведение заслуженного деятеля искусств, ветерана Великой Отечественной войны Александра Александровича Соловьёва. Его жизнь и творческая деятельность требует особого внимания. Он является знаковой фигурой в искусстве Беларуси. Искусствоведы убеждены что с приездом в середине 1960-х годов Александра Соловьёва в Витебск, в Витебске началась новая волна авангардного искусства. Творчество Александра Соловьёва оказало сильное воздействие на возрождение в Витебске традиций экспериментального искусства, а именно абстрактного, несущего в себе метафоричность образа. Взгляды художника, его интеллект, его живопись, наполненная творческой фантазией, объединили вокруг него художников.

Сегодня художнику 94 года, он является личностью-памятью, прошедшей и испытавшей на себе уже ставшие сегодня историей, ужасы Великой Отечественной войны и становление советского режима, распад Советского Союза и незнакомую жизнь капиталистической системы. При этом сохранил свои нравственные идеалы и в художественной среде являлся и является образцом служения искусству, его мнение всегда так же значимо, как его авторитет основателя витебской художественной школы творческого эксперимента, начиная с 1960-х гг. Этот период негласного творческого признания художника длится и по сей день. Художник своим присутствием в витебской художественной среде даёт другим надежду и уверенность в творческой свободе выбора.

Александр Александрович окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Веры Мухиной, Белорусский государственный театрально-художественный институт, более 30 лет работал художником-постановщиком в Белорусском государственном академическом театре им. Якуба Коласа в Витебске. Оформлял спектакли по произведениям А.Макаёнка, Ф.Шиллера, В.Короткевича и мн. др.

В своём произведении «Троица» художник силуэтно изображает трёх ангелов, на что указывают светлые нимбы над их головами. Но главное внимание уделяет цветовому потоку с искрящимися вкраплениями белых коротких линий. Этот поток вибрирующего цвета отстраняет, закрывает изображение ангелов, мы лишь угадываем их присутствие, что является основным в размышлениях автора. Человек не может видеть присутствие духа, он живёт в его сознании, в его представлениях.

Метафоричность творчества художника направленна на поиски истинного, идеального, свободного. Икар, ангелы, лики, метаморфозы, космос - эти темы сформулировали основные положения жизненного самосознания художника, они вывели нравственно-эстетическую формулу его искусства, объединяющего вокруг себя приверженцев и последователей.

Строя свою жизнь и творчество на основе субъективизма и идеализма, художник создал множество работ, отражающих не то, что мы видим, а то, что мы знаем, то, о чём мы думаем. Рассуждая о Вселенной, Бесконечности, Истине, он обращается к живописному символизму, где экспрессия цвета является всплеском человеческого духа, его эмоциональной души.

В собрании музея-заповедника находятся его работы под названием «Старая фреска» 1976 г., «Катарсис» 1978 г., «Солнечный город» 1986 г., «Экспрессия» 1986 г., «Космос» 1988 г. , «Троица» 1992 г. и другие. В каждой из них заложено желание художника написать ту невидимую, скрытую от глаз сущность действительности, находящуюся только в сознании и понимании человека, его стремление рассказать о внутреннем содержании мироздания.

В коллекции музея-заповедника хранятся афиши к отдельным постановкам, разработанные художником. В них он раскрывает содержание сюжета через цвет, динамику, эмоциональное наполнение и характерные изобразительные детали, в которых заключён смысловой характер звучания постановки. Афиши являются показателем живого участия автора в действе, о котором они оповещают. В разные годы и в сценографии, и в творческих работах художник стремился сконструировать свой мир как некое измерение реально существующего мира и мира его души. Вызывает восхищение его бесконечное упорство и последовательность, в которых скрыто невидимое присутствие феномена Александра Соловьёва.