Неизвестное об известном белорусском графике Георгии Георгиевиче Поплавском

        Накануне юбилейной даты — 90-летия со дня рождения известного белорусского графика Георгия Георгиевича Поплавского мы представляем виртуальную выставку печатных офортных досок мастера. Именно в них заложен эмоциональный пульс замысла будущего произведения и весь процесс творческого вдохновения художника. Выгравированные им металлические пластины поражают виртуозным владением линией, штриха, композиционной выверенностью, видением будущего эстампа.

    Возможность презентации такой выставки появилась благодаря жене художника, известной белорусской художницы Натальи Николаевны Поплавской, которая передала в фонды Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, в которых уже хранилась серьёзная коллекция графических и живописных произведений Г. Г. Поплавского разных лет, ещё 27 офортов и 48 офортных досок мастера. Этот бесценный материал мы и представляем зрителям.

     Наша виртуальная демонстрация коллекции офортных досок (печатных форм) подготовлена для удалённых пользователей, не имеющих возможности реально посетить выставку в залах Художественной галереи Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, которая в настоящее время открыта для посещения и будет работать до даты рождения художника 12 февраля 2021 года, с целью предоставить возможность всем интересующимся искусством графики и её выдающимися мастерами открыть для себя страницу тайны рождения и создания произведения графического искусства.

 

Неизвестное об известном белорусском графике

Георгии Георгиевиче Поплавском

Георгия Поплавского называли романтиком «сурового стиля». Его талант художника раскрывался в период, когда страна оживала в послевоенном строительстве, когда в каждом доме жила память о погибших, когда весь народ строил новую жизнь, когда освоение космоса приближало мечты о счастливой и интересной жизни. И творчество Георгия Поплавского вобрало в себя эту эпоху.

Художник много путешествовал, он пешком прошёл почти всю Беларусь, объехал все континенты, за исключением Антарктиды, знакомясь с традициями и нравами людей, с теми переменами, которые происходили в жизни его страны. В каждом листе, созданном им, сегодня мы видим нравственную позицию его видения того, что волновало художника, побуждало переживать и говорить.

Георгий Георгиевич Поплавский (1931-2017 гг.) – академик Национальной академии наук Беларуси (1995 г.), академик Академии художеств СССР (1991 г.), академик Российской академии художеств (1991 г.), Заслуженный деятель искусств БССР (1977 г.), Народный художник Беларуси (1997 г.). Жизнь и творчество Георгия Георгиевича нашло закономерное признание.

Среди его многочисленных наград: Премия Союзного государства в области литературы и искусства (2011 г.), Государственная премия Республики Беларусь в 2002 г. за серию акварелей «Браславский альбом» и цикл графических работ по мотивам творческих поездок по Индонезии и Кубе, выполненных в 1997–2001 гг., Премия Ленинского комсомола Беларуси в 1970 г. за художественную разработку национальной белорусской тематики в области станковой и книжной графики и серию «Память». Художник награждён Серебряной медалью Академии художеств СССР за иллюстрации к книге Я. Коласа «Избранное» (1984 г.), Орденом Дружбы народов (1986 г.) и множеством ведомственных медалей – золотой медалью имени М. Грекова, медалью имени Ю. Гагарина, имени А. С. Пушкина, имени Ф. Скорины. Работы художника представлены в престижных музеях десятка стран ближнего и дальнего зарубежья: Беларуси, России, Украины, США, Германии, Швейцарии, Польши, Индонезии, Австрии, Исландии, Индии, Италии, Швейцарии. О нём написаны книги и изданы альбомы его произведений. Его иллюстрации украшают произведения известных писателей.

Рядом с цинковыми досками, подготовленными мастером для иллюстраций литературных произведений, а также вольных композиций, раскрывающих образ этнографического своеобразия белорусского народа, представлены графическими листами художника. В каждом листе, для печати которого был приложен огромный труд в подготовке печатной доски, чувствуется желание автора применить те технологические возможности графических изобразительных средств, которые наиболее полно бы отражали замысел темы произведения. Раскрывая образ, Г.Г.Поплавский, в зависимости от эмоциональной заданности восприятия содержания, обращался к технике линогравюры, обладающей контрастной сдержанностью чёрных и белых тонов, либо к технике литографии, которая давала свободу движению линии, игре полутонов, помогала работе придать пространственную живописность. В офорте художник виртуозно владел сложной техникой сухой иглы, которая требует точности рисунка и знания особенностей его тонального решения. Так художник, используя свой талант видения и свой профессионализм записал свою страницу в истории искусства Беларуси. По его произведениям молодые поколения узнают о людях, на чью долю выпало время трудных испытаний и переживают, вместе с автором те эмоции, которые владели художником в момент его размышлений над судьбами людей, чья сила и вера в свою правоту вызывала уважение к тем ценностям, которые хранит в себе Человек. Георгий Поплавский стал одним из первых художников, обозначивших новое направление в искусстве Беларуси – образного, лаконичного, созидающего «сурового стиля».Суровый стиль объединил в себе художников со светлыми взглядами на будущее своей страны, заставил размышлять о событиях прошлого, искренне сопереживать и идти к поиску истинного в искусстве и жизни.