«Вада+Фарба». Акварель белорусских художников.

Выставка «Вада+Фарба». Акварель белорусских художников» открылась в Новгородском музее-заповеднике в рамках выставочного проекта «Единое культурное пространство». Эта выставка является демонстрацией белорусской части экспозиции 4-й международной биеннале акварели «Вада+Фарба», прошедшей в Полоцке.

Акварельная живопись, а это, несомненно, – живопись, появилась вопреки традиции, но благодаря плодотворной новаторской энергии некоторых выдающихся мастеров современного искусства. Именно новый взгляд на этот материал и искусство в целом позволил акварели выйти за рамки подсобной, иллюстративно-графической техники и выделиться в самостоятельный вид искусства с присущими ему эмоционально-выразительными свойствами и формой.
Акварель сегодня затрагивает серьёзные темы в искусстве, завоёвывая эстетическое пространство. Это искусство, которое хорошо знакомо художникам всех видов творчества, от графика до скульптора, от дизайнера до архитектора. Сегодня по-прежнему нет профессиональных секций акварельного искусства при Союзах художников, но существуют творческие объединения акварелистов, которые объединяясь, заявляют о себе.
Проект начал свою работу с проведённой в 2007 г. Художественной галереей Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника и Обществом акварелистов Витебщины «Сябрына» международной выставки акварели, в которой приняли участие страны, граничащие с Беларусью – Литва, Латвия, Украина и Россия. Эта выставка прозвучала как заявка на возможность решения множества творческих проблем. Состоялся научно-практический симпозиум под названием «Акварель: традиции и эксперименты в пространстве современного искусства». Была озвучена основная цель данного проекта: возродить, укрепить и продолжить традиции акварельного искусства на территории Беларуси, т.к. известность Витебской школы акварели предполагает знаковое явление данного региона в белорусской истории искусства.
Уникальность белорусской акварели в том, что она стоит между искусством востока и запада. А так как у каждого художника «своё искусство», то оно является для него самым «актуальным», способным отражать современность и соответствовать духу времени. Разнонаправленные и взаимоисключающие представления о современном искусстве являются вполне естественными для наших художников и отражают принцип эстетического плюрализма.
Представляемые экспозиции объединили в себе несколько визуальный линий, в которых прослеживаются предпочтения традиционализма и эксперимента; отстаивание принципов технически выверенных лессировочных наслоений и сохранения прозрачности, так ценимых в акварели; влияние пограничных видов искусства в использовании не только материалов, но и приёмов; концептуальный взгляд на суть данного вида искусства – акварель как объект, видео-арт.
Биеннале акварели была поддержана Союзом художников Беларуси и помимо Полоцка заняла новую выставочную площадку - Дворец искусств в Минске. В выставках принимали участие художники из стран Европы и Азии: Литвы, Латвии, Словакии, России, Украины, Дании, Ирландии, Финляндии, Норвегии, Италии, Малазии, Китая и Беларуси.
Международный выставочный проект под названием «Вода+Фарба», начавшийся с 2007 г. на базе Художественной галереи НПИКМЗ и ставший традиционным, аккумулирует в себе встречу художников из разных стран, непосредственное их общение со зрителями, проведение мастер-классов, презентации видеофильмов о творчестве художников-участников биеннале, издание печатных и электронных каталогов, пополнение коллекций НПИКМЗ подарочным фондом, возможность изучения прецедента вхождения белорусского искусства в контекст мирового, усиленный интерес не только к мероприятию, но и к работе музея.
По итогам проведения очередной биеннале проходят персональные выставки акварелистов, представивших лучшие работы, а также выставки акварелей, пополнивших фонды музея-заповедника. В следующем году в Полоцке будут представлены персональные выставки: Ирэны Лузе, акварелистки из Риги, Натальи Невской из Санкт-Петербурга, Светланы Курашовой из Гомеля.
В целом, проект осуществляет желание сохранить и продемонстрировать прелесть звучания акварельной живописи и, несмотря на обособленность каждого и результат творчества, это значимое явление в культуре на художественном пространстве Беларуси.
Куратор проекта Лариса Лысенко

236