Мир игрушек. Выставка коллекции Марины Беляковой (Санкт-Петербург)


Экспозиция выставки представляет на рассмотрение посетителей богатый художественный и исторический материал. Представленные на выставке куклы и игрушки, в возрасте до 120 лет, расскажут сказочные и правдивые истории об их владельцах. Многие люди увлекаются созданием и коллекционированием кукол. Кто-то становится профессионалом, кто-то остается любителем. Магия кукол не оставляет равнодушным никого. Что такое кукла? И кто на самом деле играет – дети, которые становятся "родителям понарошку", или родители, которые радуются куклам, как дети? Первоначальное предназначение куклы было сакральное и игровое – эти два аспекта были неотделимы друг от друга. Давая ребенку куклу-бревнышко, глиняную или восковую фигурку, "стригушку" (из стриженой травы) или "вепсскую куклу" (сворачивалась из старой одежды), мать давала ребёнку игрушку и оберег одновременно. У кукол часто не было лица как такового, потому что по поверьям, в куклу с лицом мог вселиться злой дух. Кустарные куклы появились лишь с XVI в., но и вплоть до XVIII в., даже дети из богатых семей играли деревянными и тряпичными болванчиками. Куклы из фарфора стоили огромных денег. В России, к примеру, детям из царской семьи фарфоровых кукол давали только по праздникам. Царских дочерей, как и девочек из крестьянских семей, с детства учили шить кукол своими руками. Отличие было лишь в том, что великие княжны пришивали к самодельным мягким нарядам, купленные за границей фарфоровые головки, а их сверстницы из народа довольствовались целиком тряпичными куклами. Как правило, такие куклы набивались соломой, опилками, листьями, перьями, лоскутками ткани. Одежда кукол в общих чертах повторяла одежду людей, создавших ее, за исключением ботинок и чулок, которые обычно были нарисованными. Черты лица вышивались либо наносились чернилами и раскрашивались природными красителями – чаем, ягодным соком или соком листьев. В XIX в. стали открываться заводы по изготовлению кукол. Этому предшествовало изобретение в 1800-х гг. двух новых материалов: композита (смеси деревянной крошки, бумаги, пепла, яичной скорлупы и т.д.) и папье-маше (смеси бумаги, песка, муки и цемента). В Европе открылись фабрики "Арман Марсель" и "Хойбах" (Германия), "Маротте" (Италия), "Французское общество производителей игрушек" (Франция), а в России – Императорский завод Журавлева и Кочеткова. В 1850-х гг. на коммерческую основу было поставлено производство тряпичных кукол, а в 1860-х появились куклы из целлулоида. В Советские годы, в годы НЭПа кукол изготавливали в артелях, позже, в 1930-х гг. кустарное производство прекратилось, а на фабриках стали выпускать целлулоидных пупсов. С 1950-х гг. куклы получили "специализацию" – "Спортсменка", "Школьница", "Врач" и т.д. Для производства кукол использовали каучук, пластмассу и винил, которые были значительно долговечнее композита и папье-маше. К 1980-м в нашей стране вернулись к забытым "индивидуальным" куклам. В конце советской эпохи это были куклы из винила со стеклянными глазками, которые закатывались при каждом поклоне, и батарейкой, позволявшей кукле "говорить". Сегодня в магазинах огромный выбор кукол и игрушек. Надеемся, что история государства, поведанная в трогательных повествованиях игрушечных жизней не оставит без сентиментальных воспоминаний ни одного гостя выставки. Выставка уже побывала в десятках городов России, ее увидели более 40000 зрителей. Искусствоведы назвали выставку «артефактом». Выставка открыта в Художественной галерее с 10.00 до 17.00 кроме понедельника, по адресу: г.Полоцк, ул. Стрелецкая 4A-4, тел.: (0214) 42 36 32

261