Выстаўка твораў мастакоў аб’яднання «Аршыца» адкрыта ў Мастацкай галерэі Нацыянальнага Полацкага гісторыка-культурнага музея-запаведніка


20 студзеня ў Мастацкай галерэі Нацыянальнага Полацкага гісторыка-культурнага музея-запаведніка адкрылась экспазіцыя работ мастакоў аб’яднання “Аршыца”. Выстаўка аб’яднала мастакоў з розных гарадоў Беларусі - Анатоля Жураўлёва з Оршы, Алеся Фалея з Баранавічаў, Антаніну і Генадзя Фалеяў з Віцебска, Аляксея Жарало з Брэста. Гэтыя мастакі і шмат іншых, якія уваходзяць ў аб’яднанне “Аршыца”, ўжо два дзесяцігоддзі выстаўляюць свае працы ў розных гарадах і розных краінах, зацвярджаючы свае уласныя правы мець сваё бачанне свету і разуменне выразных сродкаў мастацтва. Антаніна Фалей, удзельнік выставы, дзеліцца сваімі разважаннямі наконт творчасці мастакоў аб’яднання: «АРШЫЦА» - творческое объединение художников, которое было создано в конце 80-х. Это время, когда художники, объединяясь в группы, разрабатывали творческие программы, концепции, планировали совместную выставочную деятельность. Инициатива создания творческого объединения «АРШЫЦА» принадлежит Анатолию Журавлёву и Александру Фалею. Объединение изначально имело цель разработать свою творческую программу. Коротко они выразили её двумя словами «МАТЕРИЯ ДУХА», если немного расшифровать это - материализация духовных сущностей. О духовном в искусстве писали Василий Кандинский и Казимир Малевич. Их произведения в 80-е годы мало публиковались, но о двух великих первооткрывателях в искусстве инициаторы творческого объединения знали. Особенно часто обсуждали работы и теоретические трактаты Василия Кандинского. Желанию объединиться для совместных выставок, предшествовало сожаление, что открытие новых направлений в искусстве не имеет последователей, не развивается на территории Белоруссии. Первым камнем для строительства идеологии своего творчества большинство художников творческого объединения выбрали факт «снятия изобразительности». Это известный факт, который Василий Кандинский подробно описал в своей книге «Точка и линия на плоскости». Художник зашёл в свою мастерскую вечером в полумраке и вдруг пришёл в восхищение от своей работы, которая стояла в углу перевёрнутой, и невозможно было рассмотреть, что на ней изображено. Из этого факта Кандинский сделал вывод: «Изобразительность вредит моей живописи». И ещё: «Живопись должна быть свободна от изобразительности». В 20-е годы ХХ века в Германии была создана группа «Стиль», яркими представителями которой были Тео Ван Дюзбург и Пит Мондриан. Эти художники провозгласили лозунг: «Чистое искусство» - то есть искусство свободное от изобразительности, только цвет, форма, линия. Более 20 лет художники объединения «АРШЫЦА» демонстрируют на выставках результаты своих творческих находок, свой духовный опыт. Это достаточный отрезок времени, для того что бы сделать выводы. Думаю, настало время заявить: каждый из художников объединения разработал свой подход к беспредметным; живописи, графике, декоративно прикладному искусству, инсталляции (это виды искусства, которые демонстрировались на выставках творческого объединения «АРШЫЦА»). Сейчас встаёт вопрос: можно ли искусство, в котором отсутствует изобразительность называть изобразительным? Думаю, что более подходящим определением для этого искусства были бы определения: визуальное искусство, выразительное искусство или точнее визуально – выразительное искусство. Это искусство, которое отображает мир, но отображает не прямо, а опосредованно. Отображает посредством воображения и образных ассоциаций художника. Работы на выставке «АРШЫЦА – 2012»- это то, что мы видим, слышим, ощущаем. Но в работах нет простой констатации образов материального мира, нет простой фиксации образов природы средствами живописи или графики. В работах можно наблюдать опосредованную фиксацию образов. Художники создали образы окружающего мира, образы природы, выразив при этом себя, свою внутреннюю духовную реакцию на внешнее материальное окружение, своё отношение к событиям и фактам действительности средствами изобразительного искусства (цветом, фактурой, пятном, линией, штрихом и точкой). Гюстав Флобер говорил: «Мадам Бовари – это я». Думаю для всех художников объединения характерно следующее: созданные произведения авторы наделили своими личными чертами и качествами. Каждый может заявить: « Мои работы – это не пейзаж, мои работы – это не портрет, мои работы – это не букет, мои работы – это я». Искусство, посредством которого художник выражает своё я, своё «эго» можно назвать выразительным. Искусство, которое воспринимается визуально зрением – визуальным. Такое искусство можно назвать абстрактным, поскольку в нём наблюдается высокая степень обобщения. Но это не чистая абстракция, потому что в каждой работе присутствуют ассоциации с внешним миром. И эти ассоциации очень сильны. Художники визуализируют свои впечатления, размышления, отношения. Есть такое понятие – эвристика. От древнегреческого «heurisko» - находить открывать. "Эврика!» - восклицание древнего ученого и изобретателя Архимеда. Это слово не просто констатация факта находки, в нашем сознании оно ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и восторга от найденного решения задачи, которую до этого никому не удавалось решить, и путь решения которой был тернист и долог. Есть наука эвристика, а есть творческий метод эвристический. То есть метод, сопутствующий новым творческим решениям. Одним из таких методов (эвристических) является воображение. "Воображение - по словам А.Энштейна, - важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции". Воображение - психологический процесс, состоящий в создании образов на основе анализа прошлых опытов. Именно благодаря воображению любой творчески мыслящий человек может выйти за пределы реально существующих вещей, именно воображение является двигателем любого развития научной и творческой мысли. Эвристические творческие методы противопоставляются логическим научным методам. Метод ассоциаций так же относится к эвристическому творческому методу. Методами ассоциаций активно пользуются художники творческого объединения «АРШЫЦА», пользуются как в процессе работы над произведением, так и в процессе прочтения произведения своего собственного или чужого. МЕТОД АССОЦИАЦИЙ. Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между предметами, явлениями действительности и психическими восприятиями, ощущениями, двигательными актами, представлениями и т.д. Оригинальность, сочность и яркость ассоциаций зависит от интересов человека, его индивидуальных особенностей, реакции и моментального направления сознания. Основная цель генерирования ассоциаций заключается в том, чтобы "расшатать" стереотипные представления, активизировать фантазию и воображение, перекинуть "мостик" к искомым аналогиям. Ассоциации в творческом поиске выступают как прямые "подсказки", как аналогии или как средства смотрения. Последнее свойство ассоциаций наиболее ценно и обладает большой эвристической силой. Исследования психологов показали, что возможности человека генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором времени, поэтому ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе. Исходным раздражителем для генерирования ассоциаций могут быть ощущения, символы, любые предметы окружающего мира, а также ключевые слова. Беспредметное искусство художников творческого объединения «АРШЫЦА» можно назвать ассоциативным или ассоциативно – образным. Работы художников вызывают широкий спектр ассоциаций с предметами окружающего мира. Важным достоинством такого искусства является то, что художник призывает зрителя к соавторству. То есть, чтобы прочесть и понять работу художника, зритель должен «включить» своё воображение для генерирования ассоциаций, преодолеть инертность ума для активизации фантазии. Позволю себе сделать следующий вывод: такое искусство повышает способность к воображению у зрителей, тем самым и развивая их творческие способности.

Антонина Фалей (г.Витебск).

178