Маргиналии, или заметки на полях. Выставка Александра Коновалова


23 августа 2018 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь открылась выставка художника из Полоцка Александра Васильевича Коновалова «Маргиналии, или заметки на полях», приуроченная к 70-летию со дня рождения. В экспозиции представлено более 40 произведений живописи и графики из коллекции автора, созданных им за последние 20 лет. Экспонирование выставки пройдёт с 24 августа по 23 сентября 2018 года.

Яркий, динамичный мастер предстаёт личностью сложной и многогранной, чувствительной и возвышенной. В своём стремлении познать и отразить мир он, как демиург, талантливый человек и давно состоявшийся художник, редко бывает удовлетворён результатами собственного творческого труда. Название юбилейной выставки раскрывает специфику творчества художника последних десятилетий. Термин «маргиналии» (в переводе с латыни – «находящийся на краю») обозначает рисунки и записи на полях книг, рукописей, писем, которые содержат комментарии, толкования, мнения относительно фрагментов текста или мысли. В истории белорусского искусства Александр Коновалов оставляет свои выбивающиеся из общего русла художнические «заметки».

Искусство Александра Коновалова представляет собой интересную, изысканную и изящную форму осмысления действительности, наполненную вневременными ценностями. Он создаёт свой эмоциональный «театр» формы, образов и цвета, которые выходят за пределы обыденности. Художественная структура его произведений, выполненных на бумаге и холсте с использованием различных фактурных материалов – сетки, фольги, ниток, этикеток – наравне с живописными цветовыми пятнами, исполненными маслом, акрилом, гуашью, выявляет взаимосвязь социальной и духовной сферы, ведёт к осознанию творцом своего «я».

Несмотря на то, что мировоззрение художника формировалось в советское время, в эпоху соцреализма, особое влияние на его художническое видение оказали идеи экзистенциализма. Александр Коновалов – художник с особенным душевно-эмоциональным, обострённо-личностным началом, он «выплёскивает» на холст эмоции, «делится» переживаниями и своим самоощущением.

В своём творчестве художник движется к картине, которая не столько «отражает», изображая внешнее, сколько выражает внутреннее. Он отмечает для себя, что «искусство это не просто игра, это то неуловимое подсознательное, познав которое и доверившись ему, можно приблизиться к иллюзорной сущности мироздания».Используемый в качестве главного принципа формообразования метод коллажа/монтажа при всём своём постоянстве весьма вариативен, и художник мастерски и свободно преодолевает возможные моменты однообразия. Александр Коновалов выступает в разных амплуа: как архитектор, как колорист, как режиссёр. В его живописных полотнах и графических листах выявляется притягательная сила, заставляющая всматриваться в эти сложносочинённые композиции, наполненные цветом, линиями и игрой фактур. Его живописно-вещественные коллажи являются фрагментами реального мира, несут тактильную информацию. Художник ищет другой, сверхчувственный уровень восприятия, в котором интуитивно, возможно, и раскрывается «бытие в своей подлинности во вневременном континууме».

Размышляя о единстве духовного и земного, которое роднит людей в различных пространствах мира, Александр Коновалов прибегает к универсальным для всех людей знакам, символам, чувствам. Именно благодаря им оказываются возможными связь и общение между людьми разных культур. А символ – это не только узнаваемый силуэт, но и цвет, фактура, запах, звук…

Анастасия Карнейко,
старший научный сотрудник
отдела современного белорусского искусства, куратор выставки



 Александр Коновалов
Маргиналии, или заметки на полях. Выставка Александра Коновалова
Маргиналии, или заметки на полях. Выставка Александра Коновалова
Маргиналии, или заметки на полях. Выставка Александра Коновалова