3. Фрески
         Комплекс росписей XII в. Спасской церкви находится под несколькими слоями записей. Последняя запись, выполненная в 1885 г., представляет собой цельный  ансамбль росписей, обладающий исторической и художественной ценностью. Его сохранность неодинакова. Красочный слой во многих местах осыпался, обнажив хорошо сохранившиеся первоначальные фрески XII в. Кроме того, на отдельных участках под записью 1885 г. открываются фрагменты предыдущего поновления 1834 г., которые также заслуживают сохранения.
          Отслоение живописи XIX века от фресок XII века в Спасской церкви Евфросиньева монастыря города Полоцка и перевод красочного слоя записи на новое основание. 
         Отслоение и сохранение на новом основании поновления живописи до сих пор недостаточно распространено в реставрации настенной живописи, хотя преимущества его очевидны. Этот метод позволяет сохранить оба слоя живописи – первоначальный слой и слой поновления, который также является объектом художественного наследия. Таких примеров в росписях храмов великое множество. Подобный метод сохранения  позднего по отношению к первоначальному слою живописи вполне заслуживает более частого применения в реставрационной практике, так как запись бывает выполнена очень талантливыми живописцами и представляет собой отдельный комплекс росписей, имеющих  художественную ценность. Часто эта ценность носит исторический характер и бывает связана с репрезентацией стилей и манер, характерных для определенных периодов развития искусства живописи. 

 
Процесс монтирования отслоенных фресок XIX века на новую основу
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic