2. Спасо-Преображенская церковь XII в.
         Спасо-Преображенская церковь XII в. Евфросиньева монастыря в Полоцке является одним из наиболее сохранных памятников домонгольского периода и, в то же время, самым малоизученным древнерусским храмом XII в. Уникальность сохранности касается в первую очередь архитектуры, которая, несмотря на многочисленные разновременные перестройки, не была травмирована, не претерпела никаких существенных утрат, но лишь постепенно обрастала поздними добавлениями, за которыми само тело древнего здания сохранилось почти полностью. В толще стен под закладками прочитываются контуры семи аркосолиев, половина которых в настоящее время раскрыта; свою изначальную форму имеют все окна храма, в том числе крестообразные световые проёмы, располагающиеся вверху трёх люнетов рукавов подкупольного креста. Самые заметные перестройки коснулись лишь западного портала, который был расширен и получил пристройку в виде притвора, а также южных дверей, изначально не существовавших, но пробитых в стене в XVIII-XIX вв., в результате чего сильно пострадал большой южный аркосолий. На чердаке, под высокой двускатной кровлей XIX в. прекрасно сохранились два ряда трёхлопастных килевидных кокошников, обрамлявших гранёный барабан. Именно эта деталь внешнего облика Спасской церкви, не гипотетически реконструируемая, но полностью дошедшая до наших дней, является главной особенностью её архитектуры, давно зафиксированной исследователями, но до сих пор не получившей убедительной интерпретации. 
         В интерьере храма полностью сохранились древние росписи, которые по полноте сохранности превышают даже декорацию Нередицы до её гибели, и могут быть сравнимы разве что с фресками Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (около 1140 г.). Уникальные росписи полоцкой церкви до сих пор ещё частично находятся под масляными записями, но к настоящему моменту нераскрытими остаётся лишь менее четверти их общей площади, что позволяет составить достаточно точное представление о составе и иконографической программе декорации и определить большинство сюжетов.
         Уникальная сохранность ансамбля дополняется обилием информации о начальном этапе истории храма. Его строительство, инициатива которого принадлежала преп. датировки храма на наш взгляд оказывается знаменитый крест-реликварий, который был вложен в Спасскую церковь преп. Евфросинией в 1161 г. Таким образом, уникальная архитектура и росписи Спасской церкви, в совокупности с определённостью её места в историческом контексте, позволяют обоснованно говорить о первоначальном замысле всего ансамбля, который, вне сомнения, был сформулирован самой полоцкой игуменьей. 
         Своеобразие замысла проявляется в первую очередь в архитектурных формах храма. Спасская церковь представляет собой шестистолпный однокупольный храм, перекрытый узкими сводами и широкими подпружными арками, имеющий нартекс и расположенные во втором этаже хоры, куда ведёт узкая внутристенная лестница. Если обратиться к плану собора, то бросается в глаза почти базиликальная вытянутость пропорций по оси восток – запад, вызывающая в памяти раннехристианские или западноевропейские постройки. Примечательно, что эта черта характерна и для других западнорусских храмов XII в., таких как Благовещенская церковь в Витебске и Борисоглебская церковь Бельчицкого монастыря в Полоцке, что позволяет говорить о формировании в этот период в Полоцкой земле своей архитектурной традиции, а, возможно, и о принадлежности этих храмов одной строительной артели. Главной характеристикой как интерьера, так и внешнего облика Спасской церкви, является вертикализм её композиции, акцентированная устремлённость храма ввысь. При высоте около 21 м памятник в плане чрезвычайно мал по своим размерам. Его длина по внешней стороне – около 19 м, а ширина – около 10 м, размер подкупольного пространства и, соответственно, центрального нефа – менее 3 м, тогда как боковые нефы оказываются втрое уже, и в объеме подкупольного креста практически не читаются. Своды подкупольного креста, обычно сопоставимые с размерами подкупольного квадрата, в Спасской церкви имеют чрезвычайно малую ширину – всего 80-90 см. При этом подпружные арки оказываются почти вдвое шире сводов, что обусловлено их конструктивной ролью и, в свою очередь, определяет облик интерьера. Показательно, что точка зенита подпружных арок является отметкой половины высоты храма. Иными словами, высота барабана с парусами примерно равна высоте основного объема церкви. Высокие и мощные подпружные арки, переходя из плоскости столбов, образуют ту пространственную доминанту, которая определяет устремлённость массивов вверх, акцентирует вертикализм архитектурной композиции интерьера. Мощность опор и подпружных арок объясняется повышенной нагрузкой, которая ложится на них из-за присутствия в верхней части храма дополнительных декоративных элементов, являющихся самой яркой архитектурной особенностью Спасской церкви. Каждая из фасадных закомар имеет завершение в виде трехлопастного кокошника, причем кладка  здесь прекрасно сохранилась, что не оставляет сомнений в их первоначальной форме. Закомары отражают на фасаде пространственные соотношения внутренних объемов, поэтому, в силу значительной разницы  ширины рукавов подкупольного креста и боковых нефов, центральная закомара оказывается почти вдвое шире, а, соответственно, и значительно выше боковых закомар. Таким образом, уже в их соотношении  закладывается пирамидальность композиции. Эта тенденция усиления вертикализма внешнего облика храма находит продолжение в беспрецедентном втором ряду трехлопастных кокошников, которые обрамляют барабан и также прекрасно сохранились под поздней двускатной кровлей. 
         Показательно, что именно декоративизм завершения церкви запечатлён в ктиторской фреске с фигурой Евфросинии, подносящей модель храма Спасителю, которая была недавно раскрыта в юго-западной капелле на хорах или так называемой «Келье Евфросинии», где в рисунке акцентируется именно килевидная форма трехлопастных закомар.
         Идея храма-реликвария, уподобленного образу Небесного Иерусалима, как представляется, нашла отражение и в других особенностях Спасской церкви. Крест-реликварий преп. Евфросинии, несомненно, играл в облике интерьера храма очень важную роль, хотя мы не знаем, где он располагался во время богослужений – просто лежал на престоле или же специально был выставлен для обозрения и поклонения. В то же время, образ Креста Господня неоднократно повторяется и в архитектурных формах храма, и во фресковых изображениях, занимая наиболее значимые зоны росписи. Сам интерьер храма, подчинённый вертикальной доминанте, создает в подкупольном пространстве необычайно ясную форму креста. Она становится столь отчетливой благодаря высоким, устремленным вверх объёмам его рукавов, которые контрастируют с заниженными и закрытыми угловыми пространствами храма. 
В.Д. Сарабьянов

 
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic
graphic